Оперу «Турандот» — поÑледнюю в Ñвоем творчеÑтве — Джакомо Пуччини задумал в ноÑбре 1919 года. Сюжет оÑнован на пьеÑе Карло Гоцци, который напиÑал Ñвою «Ñказку Ð´Ð»Ñ Ñ‚ÐµÐ°Ñ‚Ñ€Ð°Â» в 1761 году по мотивам повеÑти азербайджанÑкого пиÑÐ°Ñ‚ÐµÐ»Ñ XII века Ðизами.
Работать над «Турандот» Пуччини начал летом 1920 года, заручившиÑÑŒ поддержкой либреттиÑтов Джузеппе Ðдами и Ренато Симони. При Ñтом композитор не ограничилÑÑ Ð»Ð¸ÑˆÑŒ Ñочинением музыки, но и Ñам учаÑтвовал в разработке либретто. Работа над произведением продолжалаÑÑŒ вплоть до Ñмерти Пуччини от рака в 1924 году. Столь длительный Ñрок объÑÑнÑетÑÑ Ñ‚ÐµÐ¼, что один из авторов был воÑтребованным драматургом и чаÑто отвлекалÑÑ Ð½Ð° ÑобÑтвенные проекты.
Пуччини не уÑпел допиÑать финальный дуÑÑ‚ Турандот и Калафа. Ðа премьере 25 Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ 1926 года дирижер Ðртуро ТоÑканини оÑтановил Ñпектакль на поÑледнем такте, который Ñочинил композитор, повернулÑÑ Ðº публике и Ñообщил, что на Ñтом меÑте опера обрываетÑÑ, поÑкольку маÑÑтро не Ñтало.
ПолноÑтью произведение было показано на Ñледующий день — заключительный дуÑÑ‚ и финал напиÑал Франко Ðльфано на оÑнове черновиков автора. Ðтот вариант критики признают маловыразительным, и потому Ñвои верÑии предложили композиторы Лучано Берио (премьера в 2002 году) и Хао Вей (премьера в 2007 году).
«Турандот» — наиболее ÑÐ»Ð¾Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð· вÑех опер Пуччини, и потому — наименее популÑрна у режиÑÑеров. Она Ñ‚Ñжела в иÑполнении и трудна Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑприÑтиÑ, а партии двух главных героев раÑÑчитаны на выдающиеÑÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñа. ÐÑ€Ð¸Ñ ÐšÐ°Ð»Ð°Ñ„Ð° Nessun Dorma («Ðикто не уÑнет») из поÑледнего акта оперы ÑвлÑетÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из Ñтандартов вокального иÑкуÑÑтва Ð´Ð»Ñ Ñ‚ÐµÐ½Ð¾Ñ€Ð¾Ð². ВмеÑте Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, как пишет музыковед Ðбрам Гозенпуд, «по пленительноÑти мелодики, ÑркоÑти и ÑвежеÑти гармоний, блеÑку оркеÑтра, драматизму, богатÑтву музыкальной драматургии Ñто ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð°Ñ ÑÐ½Ñ†Ð¸ÐºÐ»Ð¾Ð¿ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ маÑтерÑтва».
ИÑÑледователи видÑÑ‚ в «Турандот» оÑновные музыкальные темы: «ледÑную» тему Ñамой принцеÑÑÑ‹, «героичеÑкую» тему Калафа, «комичеÑкую» и «циничную» тему миниÑтров (их прообразами ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ ÐŸÐ°Ð½Ñ‚Ð°Ð»Ð¾Ð½Ðµ, Ð¢Ð°Ñ€Ñ‚Ð°Ð»ÑŒÑ Ð¸ Бригелла — перÑонажи театра dell’arte), «романтичеÑкую» тему Лю, а также тему народа (маÑÑовые хоровые Ñцены). Музыковед Джордж Марек не иÑключает, что Ñта Â«Ð½Ð°Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ñ‚ÐµÐ¼Ð°Â», не ÑвойÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼ произведениÑм композитора, могла поÑвитьÑÑ Ð² «Турандот» под влиÑнием «БориÑа Годунова» МодеÑта МуÑоргÑкого.
Критики отмечают и некоторые длинноты (в оÑновном в партиÑÑ… миниÑтров Пинга, Панга и Понга), однако уверены, что еÑли бы Пуччини имел возможноÑÑ‚ÑŒ закончить и отредактировать Ñвое произведение, оно удовлетворило бы Ñамых изыÑканных ценителей.