Турандот (ОНАТОБ)

15 жовтня 2021

18:30

Біла церква,

Событие прошло!

Оперу «Турандот» — последнюю в своем творчестве — Джакомо Пуччини задумал в ноябре 1919 года. Сюжет основан на пьесе Карло Гоцци, который написал свою «сказку для театра» в 1761 году по мотивам повести азербайджанского писателя XII века Низами.

Работать над «Турандот» Пуччини начал летом 1920 года, заручившись поддержкой либреттистов Джузеппе Адами и Ренато Симони. При этом композитор не ограничился лишь сочинением музыки, но и сам участвовал в разработке либретто. Работа над произведением продолжалась вплоть до смерти Пуччини от рака в 1924 году. Столь длительный срок объясняется тем, что один из авторов был востребованным драматургом и часто отвлекался на собственные проекты.

Пуччини не успел дописать финальный дуэт Турандот и Калафа. На премьере 25 апреля 1926 года дирижер Артуро Тосканини остановил спектакль на последнем такте, который сочинил композитор, повернулся к публике и сообщил, что на этом месте опера обрывается, поскольку маэстро не стало.

Полностью произведение было показано на следующий день — заключительный дуэт и финал написал Франко Альфано на основе черновиков автора. Этот вариант критики признают маловыразительным, и потому свои версии предложили композиторы Лучано Берио (премьера в 2002 году) и Хао Вей (премьера в 2007 году).

«Турандот» — наиболее сложная из всех опер Пуччини, и потому — наименее популярна у режиссеров. Она тяжела в исполнении и трудна для восприятия, а партии двух главных героев рассчитаны на выдающиеся голоса. Ария Калафа Nessun Dorma («Никто не уснет») из последнего акта оперы является одним из стандартов вокального искусства для теноров. Вместе с тем, как пишет музыковед Абрам Гозенпуд, «по пленительности мелодики, яркости и свежести гармоний, блеску оркестра, драматизму, богатству музыкальной драматургии это своеобразная энциклопедия музыкального мастерства».

Исследователи видят в «Турандот» основные музыкальные темы: «ледяную» тему самой принцессы, «героическую» тему Калафа, «комическую» и «циничную» тему министров (их прообразами являются Панталоне, Тарталья и Бригелла — персонажи театра dell’arte), «романтическую» тему Лю, а также тему народа (массовые хоровые сцены). Музыковед Джордж Марек не исключает, что эта «народная тема», не свойственная другим произведениям композитора, могла появиться в «Турандот» под влиянием «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского.

Критики отмечают и некоторые длинноты (в основном в партиях министров Пинга, Панга и Понга), однако уверены, что если бы Пуччини имел возможность закончить и отредактировать свое произведение, оно удовлетворило бы самых изысканных ценителей.